Форум "В Керчи"

Всё о городе-герое Керчи.
Текущее время: 18 май 2024, 08:56
Керчь


Часовой пояс: UTC + 3 часа




Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 37 ]  На страницу 1, 2, 3, 4  След.
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: История развития вооруженных сил
СообщениеСообщение добавлено...: 03 май 2013, 12:54 
Не в сети
Старожил
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 19 окт 2012, 08:35
Сообщений: 1250
Откуда: Москва
Благодарил (а): 105 раз.
Поблагодарили: 557 раз.
Пункты репутации: 12
История развития вооруженных сил столь многообразна и затрагивает разные направления, а поэтому не привязываясь к какому-то определенному событию приведу материалы, которые известны мне и которые возможно кого-то заинтересуют.
Осенью прошлого года исполнилось 200 лет военной разведки России и была издана книга, рассказывающая о некоторых выдающихся людях, которые вошли в историю не только вооруженных сил, но и всей нашей страны.

Изображение

_________________
Изображение


Вернуться наверх
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: История развития вооруженных сил
СообщениеСообщение добавлено...: 03 май 2013, 12:56 
Не в сети
Старожил
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 19 окт 2012, 08:35
Сообщений: 1250
Откуда: Москва
Благодарил (а): 105 раз.
Поблагодарили: 557 раз.
Пункты репутации: 12
Николай Поросков
ПАТРИАРХ РАЗВЕДКИ
К 100-летию генерала армии Петра Ивашутина
Он руководил Главным разведывательным управлением Генштаба (ГРУ) почти четверть века. В мире всего две фигуры, столь долго возглавлявшие мощные спецслужбы: Эдгар Гувер директорствовал в Федеральном бюро расследований США почти полвека. Именно при Ивашутине ГРУ приобрело те черты, мощь и разноликость, какими обладает сегодня. Основы, заложенные Петром Ивановичем, оказались столь прочными, что никакие "реформы" не смогли, в отличие от растащенного КГБ, поколебать структуру военной разведки. Главное разведуправление сегодня — единственная в мире спецслужба, сочетающая в себе все мыслимые виды разведки, в том числе войсковую, больше известную как спецназ ГРУ.
Несколько лет назад, накануне Дня военного разведчика, который празднуют 5 ноября, на Троекуровском кладбище открыли памятник на могиле Петра Ивановича Ивашутина, Героя Советского Союза, генерала армии. Собрались на кладбище узким кругом, только свои — руководство ГРУ, ветераны, родственники Петра Ивановича и бессменный его адъютант на протяжении четверти века Игорь Попов. Из журналистов был только ваш покорный слуга, много писавший об организации во время работы в "Красной звезде". Снимал на телекамеру один оператор, но тоже управленческий.
Под треск автоматных залпов почетного караула сползло покрывало, и на белом камне проступил бронзовый лик патриарха разведки, напоминающий глубоко задумавшегося добродушного тролля. Сказал слово тогдашний начальник ГРУ генерал армии Валентин Корабельников, его предшественник Федор Ладыгин, сын Ивашутина Юрий Петрович, контр-адмирал. Положили на холодный камень гвоздики и пошли в поминальный зал выпить, не чокаясь, за человека, рядом с которым трудно поставить кого-либо во всей долгой, противоречивой истории "Аквариума".
А десять лет назад, накануне 90-летия Ивашутина, я, тогда журналист "Красной звезды", в сопровождении двух сотрудников ГРУ поехал на дачу Петра Ивановича в подмосковных Раздорах. Дача оказалась панельным одноэтажным домиком, весьма скромным, построенным еще в хрущевские годы. Была она государственной, а после развала Союза чиновники поставили условие: или выкупай, или съезжай. Затребовали, как рассказывал мне Петр Иванович, 200 тысяч рублей, а на сберкнижке у него было лишь 9. Продал ружья, которые ему дарили, которые сам покупал, добавил к ним шубы жены и дочери. Еле собрал. Потом на ремонты потратил кучу денег.
Он постоянно жил на даче с женой Марией Алексеевной, иногда вызывая из управления машину, чтобы при необходимости поехать в столицу. Он тогда еще числился советником начальника ГРУ, имел в "Аквариуме" кабинет, но зарплату получать отказался, поскольку советы давал главным образом по телефону. В госпиталь его сопровождал выделяемый на этот случай прапорщик.
Петр Иванович, как сам сказал, никогда не давал интервью. С писателями встречался по поводу издания книг: с Василием Ардаматским ("Этот обязательно тему выклянчит, дам ему тему, он и пишет"), с Юлианом Семеновым, Вадимом Кожевниковым, автором романа "Щит и меч", с Колесниковым, автором книги о Зорге ("Это наш домашний писатель"), а с журналистами для интервью — нет, не встречался. Так что я был первым и — последним.
К тому времени Петр Иванович уже практически ослеп, ничего не видел, поругивал офтальмолога Федорова за неудачную операцию. Говорил не спеша, подолгу, в деталях описывая какой-либо эпизод. Рассказывал, что до перехода в ГРУ вся работа в КГБ лежала на нем, как на заместителе председателя Комитета. Приходили и уходили, как он выразился, "комсомольцы" (Шелепин, Семичастный), люди, политически, может быть, и зрелые, но мало что понимающие в контрразведке. Ивашутину приходилось разъезжать с Хрущевым по миру, обеспечивая его безопасность. Словом, устал. Об этом и сказал в отделе административных органов ЦК. А тут как раз разразился скандал с полковником Олегом Пеньковским, работавшим на англичан и американцев. ГРУ подверглось серьезной проверке ЦК, от занимаемых должностей освободили тогдашнего начальника Ивана Серова, припомнив и прежние дела с выселением народов, его первого заместителя А.Рогова, начальника управления кадров И.Смоликова.
Ивашутин пришел в военную разведку, когда началось бурное соревнование Вооруженных Сил СССР и США. Всего Петр Иванович насчитал тогда 17 витков гонки вооружений. Хельсинкские соглашения заставили вести военное соперничество более скрытно. Военную разведку всё время подгоняли, ставя новые и новые задачи. В частности, руководство страны требовало, чтобы его хотя бы за полтора часа известили о решении американцев на пуск межконтинентальных баллистических ракет (МБР). На это время приходится рост численности загранаппаратов военной разведки, то есть резидентур, их количества.
Едва запустили первый спутник, разведка приспособила его под свои цели. Через "Стрелу-2" установили двухстороннюю связь с "точками" по всему миру. ГРУ раньше американцев освоило космическую фотосъемку. На первых снимках запечатлевали территорию в квадрат со стороной 40 км, потом спецы придумали сканирующий аппарат, и сразу дошли до 140 км. Правда, американцы переводили информацию в цифры и передавали на землю по радио, мы же сбрасывали контейнеры. Потом догнали янки.
Развединформация шла министру обороны в виде докладной записки. Однажды Гречко показал записку Брежневу, тому понравилось, распорядился присылать и ему. Так шло больше двадцати лет. Если записку по каким-то причинам задерживали в Минобороны, тут же следовал звонок от Константина Черненко, в то время начальника секретариата.
Ивашутин очень хорошо отзывался о министре обороны Андрее Гречко. При нем построили санаторий в Эшерах в Абхазии, нынешнее здание "Аквариума" на Хорошевке. Тут, наверное, надо остановиться и напомнить, откуда у здания ГРУ появилось это несколько странное название. Его дал известный перебежчик, бывший капитан военной разведки Владимир Резун, ставший писателем Виктором Суворовым. На этот образ Резуна подвигло, видимо, то обстоятельство, что девятиэтажное, в форме буквы "П", здание отличается обилием стекла.
Едва упоминают "Аквариум", читавшему одноименную книжку о военной разведке вспоминается ее "зачин". Это душераздирающая сцена сожжения в печи на территории "Аквариума" полковника ГРУ, уличенного в предательстве. Во время подготовки интервью с начальником ГРУ Евгением Тимохиным, пришедшим в разведку из Войск ПВО страны, я не мог не спросить генерал-полковника, что в этой сцене правда, а что выдумка. Евгений Леонидович подвел меня к окну своего кабинета и указал на единственную возвышающуюся над территорией трубу. Потом вызвал офицера и приказал ему сопроводить меня к этому "крематорию".
Оказалось, печь предназначена для сожжения документов с грифом. Жерло печи было настолько узким, что никакой самый стройный полковник, тем более привязанный к носилкам, как пишет Резун, не пролез бы в него. Так на моих глазах растаял один из многочисленных мифов, которые, возможно, в силу закрытости ГРУ, окружают эту организацию.
Должен сказать, что вот уже лет пятнадцать, как с днем рождения первым (и в обязательном порядке) меня поздравляет никто иной, как Владимир Богданович Резун. Инициатива нашего заочного знакомства исходила от него — он посчитал, что в интервью с руководством ГРУ, в своих материалах на тему военной разведки я не погрешил против истины и даже создал его книгам рекламу. Позднее он выслал мне из Бристоля, где живет, книгу с надписью "Моему честному противнику. Такого противника я встретил только один раз. Даже жаль, что мы уже и не противники. Желаю Вам счастья. Враг народа В.Суворов." На книжке — оттиск "фамильного" клише с изображением танка, внизу, латиницей, имя и фамилия владельца, на соседней странице — золотистая наклейка с почтовым адресом автора.
Кстати, "Аквариум" расположен рядом с аэродромом, с которого молодой краснвоенлет Ивашутин совершил не один полет и где однажды чуть не разбился на ТБ-3. Нынче Ходынку перестроили. Изменились и "аквариумные" постройки. Перед посещением ГРУ тогдашним президентом Владимиром Путиным впервые за всю историю организации на здании выложили золотыми буквами ее название. Однако золотые буквы продержались только сутки, а затем были безжалостно сбиты. Традиции.
Но вернемся к Ивашутину. В юности он трудился слесарем, рабочим-путейцем, окончил школу военных летчиков и пять лет летал инструктором, поступил на командный факультет Военно-воздушной академии им. Жуковского, откуда его и призвали в органы госбезопасности. И в звании капитана он стал начальником особого отдела корпуса, участвовал в финской войне, в годы Великой Отечественной был начальником особых отделов и управлений контрразведки "Смерш" нескольких фронтов. В 1945 году он имел самое непосредственное отношение к устранению от власти румынского короля Михая. Вот что рассказал мне тогда Ивашутин:
— 26-летний летчик, катерник, любимец фрейлин, которых в количестве около десятка он возил с собой, Михай не очень задумывался о власти, зато его мать Елизавета была женщиной умной и хитрой. Больше политик, чем он сам. Задача спецслужб состояла в том, чтобы лидера компартии Румынии Георгиу-Деж сделать известным, популярным и поставить во главе государства. Для этого разыграли именины командующего фронтом Федора Ивановича Толбухина (хотя на самом деле ничего подобного не было), пригласили на торжество Михая, наградили его орденом Славы, вернули его же шикарную яхту, до этого угнанную из Констанцы в Одессу, и под хорошее угощение подсунули проект указа о награждении Георгиу-Деж самым высоким румынским орденом. Все газеты об этом сообщили.
Михаю внушили, что новую коммунистическую власть он возглавить не может, и королевское звание снять с себя — тоже. Михай погрузил имущество в вагоны, и его с почестями отправили, подарив на прощание самолет.
С 1951 года Ивашутин — в центральном аппарате МВД-КГБ. История вершилась, в том числе, и здесь. В том числе история войны афганской.
— Никаких рекомендаций по Афганистану мы не давали, — рассказывал Петр Иванович, — а только очень скромно информировали. Приезжал к нам Тараки — писатель, очень мягкий человек, в ЦК его принимал Пономарев. Кто надоумил Тараки снять Амина с должности военного министра, неясно. Начальник Генштаба Агарков собрал своих заместителей, спросил: "Нужно ли вводить войска в Афганистан?" Начали, как всегда, с разведки, с меня. Я сказал, что мы можем получить то, что американцы во Вьетнаме. Все девять замов и начальник ГлавПУРа были против. Но наше мнение игнорировали.
В Афгане по рекомендации Ивашутина создали такую разведку, "какую мир не видывал". В группу входили оперативные работники из стратегической разведки, знающие языки и умеющие вербовать агентов из местного населения, и офицеры из Ташкентской бригады спецназа с рацией и боевыми средствами. О душманских караванах, их составе знали через четверть часа после начала движения.
Военная разведка работала оперативно и в других регионах. О том, что турки решили направить свои корабли к Кипру, сообщили руководству Минобороны за сутки. А Генштаб промедлил. ГРУ знало, что американцы, пытаясь ввести нас в непроизводительные расходы, блефовали со "звездными войнами", но наверху не послушали. О положении в "горячих точках" планеты Петру Ивановичу приходилось докладывать на заседаниях Политбюро. Партийная верхушка была неизменно вежливой, колких вопросов не задавала, данным разведки верила.
— Я докладывал только то, что проверено, о непроверенном молчал, — рассказывал патриарх.
— Никакого соперничества между ПГУ и ГРУ не было — с уверенностью говорил Ивашутин. — По решению ЦК каждые три месяца проводили общее совещание по военно-политическим вопросам то у них, то у нас, строго соблюдая очередность. Они не лезли в наши армейские дела, мы не интересовались, чем они собираются заниматься. У них политическая информация, а нам еще нужно было образцы оружия и военной техники добывать.
В разговоре не обошли и тему предательства. Одно из самых громких дел — дело генерала Дмитрия Полякова. В 1962 году, находясь в командировке в США, он предложил свои услуги ФБР, выдал двух наших нелегалов. У Ивашутина, по его словам, с первой встречи было интуитивное недоверие к этому человеку. Начальник управления кадров ГРУ Изотов, бывший работник ЦК, взял Полякова к себе в отдел подбора гражданских лиц. Ивашутин приказал перевести Полякова в войсковую разведку, где нет агентуры и, следовательно, выдавать некого. А во время одной из командировок начальника ГРУ Полякова откомандировали в Индию военным атташе. Приказ подписал заместитель Ивашутина Мещеряков. В Индии Полякова и раскрыли. Четверть века работал на американцев. Всего за время работы Ивашутина было 9 случаев предательства, семерых раскрыли дома, а двое остались "там".
Он рассказывал, насколько это позволено, как вытаскивали из тюрем в странах пребывания наших провалившихся разведчиков, в скольких государствах в лучшие годы были резидентуры ГРУ, как поддерживали революционные движения и через разведку передавали им большие суммы денег, как готовили документы, по которым в Москву приезжали лидеры этих движений, чтобы пройти обучение… Как вывезли американское 105-мм орудие...
По мнению Петра Ивановича, нынешним разведчикам за границей работать несравненно труднее. А в России "не осталось порядочного завода или фабрики, где не было бы американского представительства".
— Сегодня, — говорил тогда Ивашутин, — я поставил бы разведке новую задачу: выявлять среди лиц, посылаемых в Россию, разведчиков, чтобы помочь контрразведке вытаскивать их отсюда.
И еще Петр Иванович подтвердил мне слух, вполголоса передававшийся обитателями "Аквариума", и который до того я считал чьей-то досужей выдумкой: оказалось, что настоящая фамилия его Ивашутич. Просто однажды в одном из документов ошибочно написали на русский манер, с тех пор так и пошло. Такая вот тайна одного из самых засекреченных людей нашей страны.
К концу нашей почти четырехчасовой беседы Мария Алексеевна принесла к чаю торт. Некогда всемогущий человек, которого знали и побаивались во всех разведках мира, потянулся за сладким и попал пальцами в торт, сконфузился. И мне до рези в глазах стало жаль старика.
— Если считаешь разведку профессией для получения заработной платы, не нужно к ней и близко подходить, — говорил новичкам Петр Иванович. — Разведку надо любить.
Примером для подражания и великим разведчиком Петр Иванович считал англичанина Лоуренса.
Я с интересом расшифровывал диктофонную запись, готовясь к сенсации, однако оригинал интервью долго согласовывался в ГРУ, после чего мне было сообщено решение, облеченное в уже привычный термин "Преждевременно". Такое случалось не раз. Я понимаю специфику организации, искренне уважаю людей, в ней работающих, со многими из которых у меня дружеские отношения, и потому, подосадовав, убрал кассеты в "долгий ящик". Узнав о кончине Петра Ивановича, вернулся к записи, обходя "деликатные" моменты.
Сегодня великими называют артистов, спортсменов и даже бизнесменов. Но вот ушел из жизни великий разведчик, столько сделавший для страны, ушел незаметно, так и не получив от масс-медиа этого заслуженного им титула. Восстановим же справедливость.

_________________
Изображение


Вернуться наверх
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: История развития вооруженных сил
СообщениеСообщение добавлено...: 03 май 2013, 22:38 
Не в сети
Хранитель Форума
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 29 мар 2010, 17:31
Сообщений: 29565
Благодарил (а): 9558 раз.
Поблагодарили: 6896 раз.
Пункты репутации: 114
sam53, спасибо за интересную тему. Сравнительно недавно покончил жизнь самоубийством генерал-лейтенант Шебаршин Л.В. Он правда работал в КГБ, но может быть и о нём что-то есть в этой книге?


Вернуться наверх
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: История развития вооруженных сил
СообщениеСообщение добавлено...: 04 май 2013, 08:46 
Не в сети
Старожил
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 19 окт 2012, 08:35
Сообщений: 1250
Откуда: Москва
Благодарил (а): 105 раз.
Поблагодарили: 557 раз.
Пункты репутации: 12
putnik писал(а):
Он правда работал в КГБ, но может быть и о нём что-то есть в этой книге?

Не думаю что это стали бы описывать в книге, но на мой взгляд версия, что у него было серьезное заболевание, вполне логична т.к. если бы было что-то другое, он ушел бы из жизни раньше.

_________________
Изображение


Вернуться наверх
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: История развития вооруженных сил
СообщениеСообщение добавлено...: 04 май 2013, 08:50 
Не в сети
Старожил
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 19 окт 2012, 08:35
Сообщений: 1250
Откуда: Москва
Благодарил (а): 105 раз.
Поблагодарили: 557 раз.
Пункты репутации: 12
В Керчи на Бочарке стоит с давних времен часть военной разведки, доставшаяся Украине при развале СССР.
А вот интересное описание как действовала подобная часть ВМФ в первые дни войны в ЗапОВО.

2009 ©К.Б.Стрельбицкий,
Председатель Московского Клуба истории флота (МКИФ)

В ИЮНЕ 41-ГО …

Говорят ли что-нибудь историкам Отечественного Флота географические координаты 53 градуса 12 минут северной широты, 22 градуса 46 минут восточной долготы? Вряд ли, особенно, если сразу пояснить, что обозначенная таким образом географическая точка находится не где-то на просторах Мирового океана, а на территории современной Восточной Польши, и обозначает она нынешний центр гмины Белостокского повета Подлясского воеводства – небольшой городок под названием Тыкоцин. Как же может быть связано с историей Отечественного ВМФ это вчерашнее местечко? Пожалуй, конкретно на этот вопрос смогут ответить лишь немногочисленные серьёзные специалисты по российской истории первой четверти XVIII века. Они-то и напомнят нам, что название этого населённого пункта связано с именем легендарного основателя Флота Российского Петра Великого. Именно здесь 3 ноября 1705 года произошла одна из встреч русского царя с королём Польши Августом II, именуемого так же Августом Сильным. Правда, никаких военно-морских вопросов на этой встрече монархов, насколько известно, не обсуждалось. Значит ли это, что Тыкоцин не имеет никакого отношения к отечественной военно-морской истории? Нет, это не так, и сегодня мы расскажем об ещё одной, забытой её страничке.
Забытой же она стала в силу двух причин. Первая из них – политико-географическая. Дело в том, что земли, на которых расположен Тыкоцин, лишь в течение пяти лет – с 1939 года по 1944-й – входили в состав Советского Союза. Тогда это польско-еврейское местечко (название которого по-русски писалось в то время как Тыкотин) было объявлено посёлком и в административно-территориальном отношении входило в состав Белостокского района Белостокской же области Белорусской ССР. Учитывая, что большая часть этого пятилетия приходилось на немецкую оккупацию 1941 – 1944 годов Белостокщины, её советская страница истории осталась практически ненаписанной. Вторая же причина, которую мы условно назовём «военно-стратегической», напрямую связана с теми трагическими событиями, которые произошли на здешних землях в грозном июне 1941-го. Предвоенное понятие «Белостокский выступ» с первых же дней Великой Отечественной превратилось в «Белостокское окружение», «Белостокский котёл», в котором оказалась значительная часть войск советского Западного фронта. До недавних пор об этой, одной из крупнейших по масштабам потерь трагедии 41-го, писать было, что называется, «не принято».
Лишь в последнее время благодаря ряду публикаций широкому кругу читателей становятся известными подробности первых боёв на этом участке советско-германского фронта, где плечом к плечу вероломное нападение врага отражали воины Красной Армии и бойцы-пограничники. Но только сейчас, из недавно рассекреченных документов советской военно-морской разведки 1940 – 1941 годов стало известно, что в боях на Белостокщине летом 1941 года принимало участие небольшое подразделение ещё одного – наряду с НКО и НКВД – тогдашнего «силового ведомства» - Народного комиссариата военно-морского флота. О краткой, но героической истории этого сухопутного флотского подразделения и пойдёт речь ниже.
Первыми из военных моряков удар врага на сухопутной западной границе СССР приняли 22 июня 1941 года офицеры, старшины и матросы Пинской военной флотилии. Их решительные и самоотверженные боевые действия на водах и берегах рек Белоруссии летом первого года войны неоднократно ставили в пример своим подчинённым даже армейские командиры РККА. Однако, привязанная к водным артериям Полесья, Пинская флотилия действовала на территории лишь трёх тогдашних южно-белорусских областей – Брестской, Пинской и Полесской, и в Белостокскую области моряки-пинцы попасть просто не могли. Зато начало войны под Белостоком встретили моряки крупнейшего из предвоенных советских морских флотов – Краснознамённого Балтийского.
История появления моряков-балтийцев на Белостокщине начинается 12 марта 1941 года, когда Нарком ВМФ адмирал Н.Г.Кузнецов внёс изменения в штатную численность № 7/1-А – в штат мирного времени 1-го берегового радио-отряда Краснознамённого Балтийского флота (1 БРО КБФ). С этого дня в его состав входил 5-й береговой радиопункт, или сокращённо – БРП-5. По близлежащему крупному городу он именовался так же условно «БРП-Белосток». В 1941 году планировалось переименовать этот БРП в РПП – радиопеленгаторный пункт, и перевести его на новый штат с иной системой подчинения, но война началась раньше, чем были проведены эти оргштатные мероприятия.
По состоянию на 12 марта 1941 года основу материальной части БРП-5 составляли 2 приёмо-передающих радиостанции, 3 радиопеленгатора и 4 радиоприёмника. Коротковолновая радиостанция «11-АК» общевойскового (армейского) образца 1933 года размещалась в специальном кузове «радиомашины» на шасси грузовика ГАЗ-АА, где была установлена аппаратура «комплекта № 34» (включавшего передатчик «1000-КВ-1» и приёмник «5-РКУ») под номером «177» 1939 года изготовления горьковского завода № 197. «11-АК» дополняла ещё одна автомобильная рация – морского типа «Бухта», которая «по диапазону мощности и дальности действия являлась вполне подходящей передвижной радиостанцией, удовлетворяющей предъявляемым требованиям». Радиопеленгаторы были представлены 2 комплектами средневолновых морских установок «Градус-Б» (в береговом варианте) и 1 коротковолновым «55-ПК-3» 1937 года выпуска «с приёмником 1938 г.» (эта аппаратура уже в то время весьма критически характеризовалась специалистами «заниженной чувствительностью, малым диапазоном волн и относительной полезностью действия»). Так же для работы на коротких волнах предназначались все 4 радиоприёмника пункта: морской «КУБ-4М» («устаревший, обладает низкой избирательностью и чувствительностью») и гражданского образца «ЭКЛ-5» (оба – производства ленинградского завода № 210 имени Козицкого), а так же два «радиоприёмника особого назначения» (или, как их тогда называли, «слежечные») – поисковый «Дозор» и обзорный «45-ПК-1». Комбинация одного из «Градусов-Б» вместе с так же имевшимися в наличии «Бухтой» и «55-ПК-3» позволяла создавать на их базе подвижную радиопеленгаторную станцию, но из-за недостатка наличного автотранспорта этого сделать было нельзя. Дело в том, что по штату БРП-5 полагалось иметь, кроме «1,5-тонного грузового автомобиля-вездехода» (он же – «авторация 11-АК»), ещё только одну автомашину типа «пикап», предназначавшуюся для установки «Бухты». Остальные же штатные транспортные средства БРП-5 – «мотоцикл с коляской», 2 «самоката» (велосипеда), да «обозная лошадь с парной повозкой и санями» – для реализации проекта «подвижной радиопеленгаторной станции», естественно, не годились. К тому же в хозяйственном отделении пункта по штату числился только один-единственный краснофлотец-шофёр, определённым помощником которому мог служить лишь краснофлотец-строевой (он же «хозяйственник»). Кроме них в отделении числились ещё два человека – являвшийся его командиром старший кладовщик (старшина-сверхсрочник) и краснофлотец-кок. Основная часть личного состава БРП была сведена в радио-телеграфную группу, во главе которой стоял старшина группы радистов. Ему подчинялись разбитые на четыре дежурные смены 16 радистов – 4 командира отделений и 12 штатных специалистов, а так же отвечавший за электропитание всей радиоаппаратуры командир отделения мотористов (восемь из них – младшие командиры сверхсрочной службы, остальные - краснофлотцы-«срочники»). Во главе всех этих специалистов стоял командир военно-технического состава. Руководили боевой и политической работой моряков БРП командир пункта и его заместитель по политической части, или «политический руководитель». Последнюю должность всё время существования БРП-5 занимал политрук Г.Ф.Колодин. Первым командиром БРП-5 был лейтенант В.А.Васильев, который весной 1941 года убыл в Таллин, в распоряжение начальника Организационно-строевого управления КБФ. Первоначально на его место предполагалось назначить командира по оперативной части Отряда лейтенанта Т.Д.Сиротина, но затем в Тыкотин из Либавы перевели командира тамошнего БРП-4. Именно под командой лейтенанта Бориса Прокофьевича Насоновского моряки пункта и встретили войну на западной границе.
Так как Тыкотин был удалён от тогдашней «границы дружбы» с Германией примерно на сотню километров, то БРП-5 продолжал функционировать и после фактического начала боевых действий Великой Отечественной. Об этом свидетельствуют сразу 18 соответствующих записей, сделанных в «Журнале разведывательного направления КБФ» за 22 – 29 июня 1941 года. Выходя на связь с Отрядом примерно раз в два часа, всего за 35 первых часов Великой Отечественной моряки БРП-5 запеленговали в море около двух десятков кораблей Германии, Финляндии и Швеции (в том числе – 9 подводных лодок, флагманский корабль финского флота – броненосец береговой обороны «Ильмаринен» и ещё не менее 8 надводных военных кораблей различных классов), а так же 12 самолётов в воздухе и ряд авиационных радиостанций, работавших с земли. Наиболее ценным же следует признать радиоперехват в 11.02 первого дня войны, когда немецкая радиостанция на острове Рюген подробно сообщила о выставленных кораблями Кригсмарине в Балтийском море двух минных заграждениях и о чистых от мин судоходных фарватерах вдоль побережья Германии.
В 14.40 23 июня из Тыкотина в Отряд передали последнее сообщение, о том, что «с 15.30 до 19.34 в Або-Аландском архипелаге и в устье Финского залива будут производиться полёты финских самолётов», и БРП-5 навсегда замолчал… «БРП № 5 (Белосток) прекратил связь с отрядом в 15 часов 23 июня, - читаем мы в официальном отчёте о боевой деятельности Отряда. - Личный состав пункта отошёл вместе с частями Красной Армии. За неимением достаточного количества транспорта аппаратура пункта была уничтожена. Из личного состава пункта в отряд прибыли 14 человек. Остальные во главе с командиром пункта пропали без вести». Командир БРП-5 лейтенант Борис Прокофьевич Насоновский официально числится «пропавшим без вести 26 июня 1941 года». Его судьбу «пропавших» (а фактически – погибших в первые дни войны) разделили радиотехник («техник-радист») младший лейтенант Василий Трофимович Куренин и главные «чернорабочие» БРП-5 – радисты - старшина 2-й статьи командир отделения Константин Андреевич Земцов, старшие краснофлотцы Алексей Александрович Гусев и Игорь Васильевич Емелин, краснофлотец Яков Савельевич Шевченко, а так же электрик Вениамин Леонтьевич Корнев и кладовщик Геннадий Николаевич Копылов.
В числе прорвавшихся из немецкого окружения были заместитель командра БРП-5 политрук Г.Ф.Колодин и старшина радистов главный старшина Жучков. Они прибыли в Главную базу КБФ Таллин, куда к тому времени был передислоцирован 1 БРО, где доложили о происшедшем. К сожалению, их подробного письменного отчёта о судьбе БРП-5 в архивных фондах нам отыскать не удалось. По нашему мнению, этот документ был утрачен при эвакуации Таллина в конце августа того же 1941 года: или он был «уничтожен путём сожжения» перед погрузкой на корабли, или же погиб вместе с практически всеми документами Штаба флота при подрыве на мине штабного корабля «Вирония»…
Можно лишь сожалеть об утрате этого отчёта и о содержавшихся в нём подробностях выхода моряков-балтийцев из «Белостокского котла». Однако о их активных действиях ещё долго помнили другие участники боёв на границе. Благодаря помощи руководителя Поисковой группы «Батьковщина» Александра Дударёнка из Минска нам удалось ознакомиться с фрагментами двух мемуаров, имеющих непосредственное отношение к морякам из Тыкотина. Так, красноармеец 35-го Кубанского казачьего механизированного полка В.В.Лобанов, встретивший войну на границе, вспоминал, как на своём танке БТ-5 отходил по дорогам вглубь Белоруссии. «На пути нам стали встречаться фашистские десантники в форме красноармейцев и даже матросов, - спустя десятилетия после описываемых событий вспоминал свои тогдашние впечатления Лобанов. - Они пытались задержать отступающие подразделения и отдельных бойцов и приказывали занять «оборону». … Такой «заградительный» отряд пытался остановить и нас», но танкисты промчались мимо, не останавливаясь. Отступавшим от границы молодым красноармейцам, напуганным слухами о немецких парашютистах-диверсантах и «пятой колонне», было и невдомёк, что встреченные ими в белорусской глуши «чёрные бушлаты» были настоящими советскими военными морякам, пытавшимися в те тяжёлые дни своими силами восстановить долженствующий «флотский порядок» хотя бы на одном, отдельном участке фронта. Впрочем, вели они и активные боевые действия. Вот что вспоминает бывший лейтенант-артиллерист из 1-го стрелкового корпуса Западного фронта М.М.Джангаров: «Вскоре нам посчастливилось увидеть на близком расстоянии подбитый самолет противника. На шоссе, в двухстах пятидесяти метрах от моста через речку Супрасль, на открытом месте стоял огромный двухмоторный «юнкерс». В нескольких метрах от него располагалась пулеметная зенитная установка. Три человека в черной морской форме спокойно, как на учебных занятиях, возились у зенитного пулемета. Четвертый стоял в нескольких метрах от самолета и пристально наблюдал в бинокль за воздухом. Как очутились «сыны моря» здесь, навсегда осталось для меня загадкой. Но их боевая удача поднимала настроение у проходивших рядом по шоссе бойцов и командиров…». Так что, лишившись на второй день войны своей материальной части, моряки БРП-5 смогли нанести врагу урон, на наш взгляд, вполне равноценный потере радиоустановок.
…Впрочем, приоткрытая нами сегодня страничка истории – не единственная в истории участия моряков Советского Военно-Морского Флота в тяжёлых боях июня 41-го на Западной границе. Так, например, ещё ждёт своего исследователя тема участия моряков уже упоминавшейся выше Пинской военной флотилии в героической обороне Бреста. Здесь трагическое утро 22 июня застало Гидрографическую партию ПВФ, работавшую на реке Западный Буг и с началом боевых действий эвакуировавшуюся в Пинск. Однако после этого в городе оставались, по меньшей мере, двое её военнослужащих - старшина 2-й статьи Тихон Семёнович Кобец из Штаба ПВФ и шофёр автомашины Пинского военного порта Василий Андреевич Ткаченко. Официально числящиеся пропавшими без вести 22 июня 1941 года, они встретились с врагом в первые часы войны в рядах героических защитников Бреста и, очевидно, там же и погибли...
…И поныне, спустя многие десятилетия после окончания Великой Отечественной войне многие эпизоды участия в ней моряков Советского ВМФ остаются незаслуженно забытыми. Вспомнить о них, назвать поимённо их героев – наш долг в канун 65-й годовщины Великой Победы.

С - уважением - К.Б.Стрельбицкий

_________________
Изображение


Вернуться наверх
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: История развития вооруженных сил
СообщениеСообщение добавлено...: 04 май 2013, 17:50 
Не в сети
Старожил
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 19 окт 2012, 08:35
Сообщений: 1250
Откуда: Москва
Благодарил (а): 105 раз.
Поблагодарили: 557 раз.
Пункты репутации: 12
К 200-летию военной разведки России был издан специальный выпуск журнала "Родина". В нем имеются некоторые материалы, попавшие в юбилейное издание книги, так что желающие могут ознакомится.

http://www.istrodina.com/rodina.php3?year=2012&num=10

_________________
Изображение


Вернуться наверх
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: История развития вооруженных сил
СообщениеСообщение добавлено...: 13 май 2013, 19:34 
Не в сети
Старожил
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 19 окт 2012, 08:35
Сообщений: 1250
Откуда: Москва
Благодарил (а): 105 раз.
Поблагодарили: 557 раз.
Пункты репутации: 12
Музей Советской Армии г. Москва.
Разведывательный спутник

Изображение

_________________
Изображение


Вернуться наверх
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: История развития вооруженных сил
СообщениеСообщение добавлено...: 13 май 2013, 19:42 
Не в сети
Старожил
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 19 окт 2012, 08:35
Сообщений: 1250
Откуда: Москва
Благодарил (а): 105 раз.
Поблагодарили: 557 раз.
Пункты репутации: 12
Стенд военной разведки в музее Советской Армии.

Изображение

Снаряжение разведчика спецназа.

Изображение

_________________
Изображение


Вернуться наверх
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: История развития вооруженных сил
СообщениеСообщение добавлено...: 04 ноя 2013, 20:47 
Не в сети
Старожил
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 19 окт 2012, 08:35
Сообщений: 1250
Откуда: Москва
Благодарил (а): 105 раз.
Поблагодарили: 557 раз.
Пункты репутации: 12
Хотелось бы поделиться малоизвестными читателям сведениями об уникальных особенностях наших межконтинентальных баллистических ракет (МБР) типа Р-36 и РС-22, созданных в 70–80-е годы прошлого века. Эти самые мощные ракеты были названы в США «Сатаной» и «Скальпелем» благодаря их колоссальному сдерживающему потенциалу. Есть две причины, чтобы вспомнить о них сегодня. Во-первых, 17 октября исполнилось 90 лет со дня рождения их создателя академика Владимира Федоровича Уткина. А во-вторых, руководство России выразило намерение вновь наладить производство подобных ракет.

ОБСТОЯТЕЛЬСТВА ПОЯВЛЕНИЯ МНОГОЗАРЯДНЫХ РАКЕТ

Увеличение мощности американских МБР к середине 60-х годов потребовало отказа от наземно-группового способа дислокации наших ракет в пользу их размещения в рассредоточенных до 10 км шахтных пусковых установках (ШПУ) глубиной до 40 м и в боевых железнодорожных ракетных комплексах (БЖРК), способных патрулировать на удалениях до 1500 км от мест постоянной дислокации. Высокая готовность к пуску Р-36 в высокопрочных ШПУ и приспособленность РС-22 к быстрой смене местоположения повысили боеспособность РВСН, озаботив этим США.

Качественный прирост точности МБР США и взаимные договоренности о снижении количества вынудили конструкторов увеличить мощность и защищенность ограниченного числа ракет Р-36.

Однако достигнуть этого дальнейшим углублением ШПУ и утолщением их стен оказалось невозможным из-за больших грузогабаритов ракеты (длина – свыше 32 м, диаметр – 3 м и стартовый вес – более 180 тонн). Здесь-то и проявился талант Владимира Уткина, впервые в мире реализовавшего идею так называемого минометного старта МБР с жидкостными ракетными двигателями (ЖРД). Его суть – в выводе ракеты из шахты пороховыми газами внешних аккумуляторов.

Эта идея и сопутствующие ей конструктивные решения позволили не только использовать старые ШПУ, в 50 раз повысив их стойкость благодаря утолщению стенок и уменьшению диаметра (из-за отказа от каналов, отводящих газы прежде работавших там ЖРД), но и увеличить полезную нагрузку новых Р-36М почти до 9 тонн за счет их большего стартового веса и экономии до 10 тонн ракетного топлива. МБР этого типа эксплуатировались с 1974 до конца 80-х, а их последняя модификация – Р-36М2 «Воевода» – с начала 90-х и по настоящее время. Ракеты типа Р-36М составляли основу нашего ракетно-ядерного щита последние почти 40 лет.

Вне сомнения можно утверждать, что только наличие в конце 80-х годов более 300 наших ракет Р-36М привело США к отказу от своей стратегической оборонной инициативы. Ведь каждая из наших ракет несла (кроме 10 реальных ядерных боезарядов (ЯБЗ) суммарной мощностью до 8 мегатонн тротила) еще и до 10 тяжелых и 1000 ложных их имитаторов – металлизированных целлофановых мешков, имеющих форму ЯБЗ, самораздувающихся в вакууме и летящих там вместе с боевыми блоками. Поэтому в случае одновременного запуска даже десятка таких ракет задуманная тогда американская противоракетная оборона (ПРО) была бы не в состоянии заблаговременно определить и уничтожить реальные ЯБЗ.

Уверенность в скорой естественной смерти нескольких десятков ракет типа Р-36М позволила в 2002 году американцам вернуться к созданию ПРО. Ведь к тому времени у нас их осталось 120 штук, все ныне сохранившиеся Р-36М2 (около 40 штук) изготовлены до 1992 года, последние 12 из них несут боевое дежурство с 1992 года, а остальные – с 1991 и 1990 годов. Срок их эксплуатации периодически продлевается – от первоначальных 10 лет до ныне установленных 24.

Несколько иная судьба была у РС-22 железнодорожного базирования. Первый БЖРК с тремя МБР был поставлен на боевое дежурство в 1992 году. А последние три – сняты с него в 2005 году. Все ракеты и БЖРК (кроме одного музейного) ныне уничтожены. Что касается истинных причин последнего, то о них будет сказано несколько позже.

УНИКАЛЬНОСТЬ ИЗДЕЛИЙ УТКИНА

Для восприятия многообразия и сложности проблем, впервые решенных Владимиром Уткиным при создании ракет типа Р-36М, вообразите ситуацию. Вам необходимо обеспечить в течение десятка лет 50– секундную готовность к выбросу из довольно глубокой шахты 211-тонной тонкостенной (3 мм) и изготовленной из мягкого алюминиево-магниевого сплава ракеты. К тому же содержащей не только 195 тонн самовоспламеняющихся чрезвычайно агрессивных и токсичных компонентов жидкого топлива, но и ЯБЗ, суммарной мощностью в 400 раз больше подорванной в Хиросиме авиабомбы. При этом все это должно находиться в транспортно-пусковом контейнере (ТПК), вертикально подвешенном, подобно маятнику, на амортизируемой относительно стен ШПУ «люльке».

Требовалось также, чтобы после получения пускового сигнала, он вначале был многократно перепроверен системой управления ракеты, а затем ей подлежало выбрать и ввести полетное задание, учитывающее необходимость оперативного перенацеливания ЯБЗ из-за смены боевой задачи или разворота ШПУ в результате возможного ядерного воздействия по ней противника. Потом требовалось реализовать полученную команду: а) осуществить предстартовый наддув топливных отсеков ракеты; б) заклинить систему амортизации ТПК; в) открыть «крышу» (защитное устройство) ШПУ, предварительно очистив ее от возможных завалов грунта; г) последовательно запустить три пороховых аккумулятора давления, обеспечив тем самым плавность движения ракеты внутри ТПК и ее мощный выброс из шахты на несколько десятков метров.

После этого парящая в свободном полете ракета должна «раздеться», то есть освободиться от ненужных теперь боковых амортизаторов (восемь связанных и падающих вниз полуколец по обе ее стороны), обеспечивших легкое скольжение ракеты внутри ТПК. Затем требовалось сбросить ее поддон, передавший ракете импульс пороховых газов, и увести его в сторону во избежание повреждения ШПУ. При этом должен быть создан желаемый перепад давления в топливных отсеках, при необходимости сбрасывая часть их газовой подушки в атмосферу. И, наконец, находясь в состоянии невесомости, следовало одновременно запустить три ЖРД ее первой ступени, что непросто для баков с колеблющимися жидкими компонентами топлива.

Если же иметь в виду, что после выработки топлива и сброса первой ступени ракеты, а затем запуска ЖРД второй ступени и ее отделения по этой же причине в работу вступал блок разведения полезной нагрузки, выбрасывающий все тяжелые и легкие ложные цели, а затем наводящий (путем многократного включения и выключения специального ЖРД) каждый из 10 своих ЯБЗ на предписанную только ему цель, то можно понять тот научный и конструкторский подвиг, который осуществили в свое время Владимир Уткин и его коллеги-смежники.

Действительно, ведь им, например, впервые удалось: а) применить так называемый горячий наддув баков ракеты, реализуемый путем впрыска одного самовоспламеняющегося компонента в топливный отсек другого; б) создать амортизаторы, десятилетиями сохраняющие упругость под почти 400-тонной нагрузкой; б) разработать систему измерения быстрых и медленных разворотов ШПУ, вызванных воздействием ядерных взрывов; в) обеспечить многолетнюю исправную работу гироскопов с быстро вращающимися роторами; г) оснастить ракету и блок разведения уникальными по эффективности ЖРД.

Вот имена генеральных и главных конструкторов-соавторов Владимира Уткина, чьи заслуги подтверждены несколькими десятками свидетельств на изобретения: Станислав Ус – создатель конструкции корпуса ракеты, Владимир Степанов – создатель ее ШПУ, Владимир Сергеев – создатель системы управления МБР, Виктор Кузнецов – создатель гидростабилизированного комплекса командных приборов, Валентин Глушков и Вячеслав Рахманин – создатели ЖРД.

РАКЕТНЫЙ ПОЕЗД

Во многом аналогичные по оригинальности конструктивно-технологические решения реализованы и при создании БЖРК. Владимир Уткин создал МБР весом более 100 тонн, а вместе с ТПК и устройствами его подъема в вертикального положение – до 130 тонн. Большая длина МБР (около 23 м при предельных для рефрижераторов 22 м) потребовала создания специального складывающегося обтекателя для 10 ЯБЗ.

Нелегко пришлось и Алексею Уткину – разработчику поезда с тремя такими ракетами, которые удалось разместить в трех неразъемных секциях, включающих по три вагона, средний из которых имел восемь осей, а остальные несли часть его веса (более 150 тонн). Кроме того, БЖРК предстояло: а) развивать скорость до 120 км/ч, а после получения команды в течение всего трех минут максимально быстро останавливаться; б) подпирать вагон с ракетой домкратами, отводить к земле тяговую электрическую сеть (если она была); в) раскрывать крышу вагона и выбрасывать ракету с помощью специального порохового аккумулятора; г) запускать двигатели взлетевшей МБР, предварительно наклонив ее другим аккумулятором во избежание повреждений состава исходящей из двигателя струей продуктов горения.

Для справедливости отмечу также и ряд присущих этим БЖРК недостатков.

Ввод их в эксплуатацию потребовал усиления более 15 тыс. км железнодорожных путей, для чего заменили деревянные шпалы на железобетонные и уложили на них самые тяжелые (75 кг/м) и прочные рельсы, причина тому – повышенная удельная нагрузка на железнодорожную колею.

Поезд приводился в движение тремя дизель-электрическими локомотивами, один из которых был в его конце – для рассредоточения на расстояния до 5 км трех пусковых установок и осуществления пуска.

В случае железнодорожного крушения поезда последствия были бы тяжелые. Ведь в ЖРД блока разведения ЯБЗ ракет находились самовоспламеняющиеся компоненты топлива, причем в емкостях из мягкого (алюминиевого-магниевого) сплава, закрепленных на жестких титановых кронштейнах. Рядом располагались баллоны с азотом и воздухом под высоким давлением, аккумуляторы и сами ЯБЗ, которые содержали тогда обычное ВВ, способное сдетонировать в случае длительного пожара.

Как бы подытоживая, не могу не отметить здесь и заслуг Генерального штаба ВС СССР, разместившего ракеты типа Р-36 и РС-22 в самом центре страны. Помимо обустройства и улучшения дорожной сети малоосвоенных тогда территорий такое решение существенно повысило сдерживающую роль РВСН благодаря реальной возможности запуска ракет в ответно-встречном ядерном ударе.

КАК США ИЗБАВЛЯЛИСЬ ОТ СОВЕТСКИХ РАКЕТ

Уяснив опасность возмездия, американцы решили нейтрализовать МБР типа Р-36 своими оперативно-тактическими «Першингами», собравшись их разместить в Афганистане (ближе к нашим ШПУ). Это вынудило СССР ввести туда ограниченный контингент войск. Осознав же невозможность данной затеи, США организовали кампанию по обесцениванию этих ракет. Они утверждали о якобы гарантированном уничтожении 10 ЯБЗ Р-36 одним блоком американских МБР (что сомнительно из-за сложности учета сил Кориолиса – одной из сил инерции – и отсутствия опыта пусков ракет над Северным полюсом). А также пытались дискредитировать по этим же причинам нашу страну, как бы намеревающуюся первой нанести по США удар такими ракетами.

40-8-1.jpg
Пуск ракеты Р-36М2 «Воевода».
Фото с сайта www.pryroda.gov.ua


Используя подобную дезинформацию, широко пропагандируемую лоббистами из некоторых институтов РАН, американцы приступили к ликвидации всех наших ракет типа Р-36 по договорам о взаимном ограничении и сокращении стратегических наступательных вооружений – СНВ-1 и СНВ-2. В частности, с помощью первого договора удалось склонить Горбачева к уничтожению 50% этих ракет, а второго – уже Ельцина, ликвидировать не только остальные 154 МБР этого типа, но и все другие наши многозарядные шахтные ракеты. Ненависть американцев к ракетам типа Р-36 проявилась также в их требовании (по СНВ-2) уничтожить все их ШПУ – одни следовало взрывать, а другие заливать бетоном и уменьшать диаметр.

Что касается истинных причин столь поспешного избавления России от своих БЖРК, то ими являются не столько, как обычно пишут, давление США или предательство Ельцина, сколько колоссальные риски возможных с ними железнодорожных крушений. Поясню, что при возникновении на БЖРК пожара эксплуатирующему персоналу предписывалось немедленно покинуть их и удалиться на 2 км. А вот тушить его должны были специальные (вспомогательные) поезда МПС, готовность которых к выезду крушения составляла восемь часов.

Именно это известное американцам обстоятельство позволило им шантажировать наше политическое руководство, и без того напуганное Чернобылем и поэтому быстро согласившееся отказаться от патрулирования БЖРК. Отказу были рады и железнодорожники, так как перестали ломаться графики перевозок и те участки пути, где имелись деревянные шпалы – после прохождения этого поезда под стыками рельсов выскакивали костыли. Это решение было на руку и военному руководству, хотя риск аварий при патрулировании был заменен на риск диверсий с поездами, стоящими под открытым небом вблизи крупных городов и рек России.

Несостоятельна ссылка на Договор СНВ-2, который требовал уничтожения лишь всех многозарядных шахтных ракет и формально не вступил в силу. Однако его положения безропотно выполнялись Россией в период с 1993 по 2000 год. В начале 90-х годов нашей стране был навязан ложный курс на сохранение и воспроизводство наземно-мобильных МБР типа «Тополь», столь же уязвимых, как и прежние ракеты наземно-групповой дислокации, – из-за легкости обнаружения и уничтожения любыми средствами. Дополнительным свидетельством того, что эти новые ракеты не представляют какой-либо угрозы США, служит игнорирование ракет типа «Тополь» во всех упомянутых договорах по СНВ.

У ТЯЖЕЛЫХ РАКЕТ ЕСТЬ

СТОРОННИКИ И ПРОТИВНИКИ

В РОССИИ

Еще более странными представляются выступления против принятого правительством России решения создать новую тяжелую шахтную ракету с ЖРД и новый БЖРК. Предпосылкой для такого решения стало осознание как неизбежности грядущего передела мира с целью перераспределения невозобновляемых природных ресурсов в пользу США, так и неспособности отечественных СЯС предотвратить связанную с этим внешнюю агрессию. Свидетельство последнего – выводы двух американских профессоров о том, что после 2015 года США могут «безнаказанно уничтожить Россию и Китай одним ударом», так как «российские мобильные МБР редко маневрируют», «испытания новых ракет подводных лодок закончились провалом» и «у России скоро останется лишь 150 МБР».

Поводом для создания тяжелых ракет стал новый Договор по СНВ, который был заключен в 2010 году и который разрешает иметь 800 носителей с 1550 ЯБЗ. Несмотря на запоздалое, но все же правильное решение о необходимости создания новой ракеты, подобной Р-36М и РС-22, оно было подвергнуто резкой критике доморощенными лоббистами США и их союзниками – создателями МБР типа «Тополь». В частности, генеральный конструктор Юрий Соломонов упрекнул создателей новой тяжелой МБР с ЖРД в «подверженности конъюнктуре с ее рыночными связями» и назвал их «мизантропами, демонстративно игнорирующими опасность и не болеющими за своего соотечественника». Далее он назвал новую МБР ракетой «30-летней давности, не обеспечивающей необходимой живучести в ответном ударе и неадаптивной к современным средствам ПРО с элементами космического базирования».

В реальности же ситуация оценивается как абсолютно противоположная. Именно Юрий Соломонов уже затратил десятки миллиардов рублей на ракету «Булава-30», по характеристикам уступающую американскому «Трайденту» 1979 года, а подобного «Тополю» нет нигде в мире вследствие абсурдности этого проекта, а не из-за якобы зарубежной технологической немощи.

«Булава-30» и «Тополь» имеют низкую настильную траекторию, удобную для их поражения американской системой ПРО «Иджис». Она способна сбивать даже более скоростные искусственные спутники. А вот боевых космических средств, пригодных для уничтожения ракет типа Р-36, у американцев нет.

Благодаря колоссальному забрасываемому весу новая российская МБР сможет реализовать все известные способы прорыва любой ПРО – ослепление ее большим числом ложных блоков, окутывание ЯБЗ облаком радиопоглощающей плазмы, доставка их не через Северный, а через Южный полюс Земли, вывод на орбиту планирующего боевого оснащения с непредсказуемой траекторией полета. Вот тут-то и возникает вопрос относительно обновления БЖРК: почему так противятся решению уложить относительно малогабаритную, легкую и уже созданную МБР «Ярс» не на автомобильное, а на железнодорожное шасси? Ведь это решение лишит прежний поезд практически всех недостатков. Уж не потому ли, что подобный проект никак не устраивает заокеанских партнеров?

Самосохранение России – лишь в скорейшем воссоздании МБР типа Р-36М2 и хорошо маскируемого и способного к непрерывному патрулированию БЖРК с облегченной твердотопливной ракетой. Тем более, что все это вполне посильно: конструкторско-технологическая документация сохранена, и у страны есть необходимые производственные мощности. Ведь пока эти системы будут нести боевое дежурство, США никогда не решатся на агрессию.

Так не пора ли ныне живущим соавторам Владимира Уткина и их многочисленным ученикам из Москвы, Воронежа, Санкт-Петербурга, Самары выступить в поддержку и реализовать соответствующее, хорошо аргументированное решение правительства России? И не это ли будет знаком самого большого и искреннего почтения памяти выдающегося конструктора Владимира Уткина?


http://nvo.ng.ru/armament/2013-11-01/1_satana.html

_________________
Изображение


Вернуться наверх
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: История развития вооруженных сил
СообщениеСообщение добавлено...: 08 янв 2014, 00:10 
Не в сети
Хранитель Форума
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 29 мар 2010, 17:31
Сообщений: 29565
Благодарил (а): 9558 раз.
Поблагодарили: 6896 раз.
Пункты репутации: 114
Беззаветный удар по печени ВМС США.

Изображение

Во второй половине 80-х годов прошлого столетия в истории советского военно-морского флота произошел необычный случай, связанный с физическим противоборством двух боевых кораблей СССР и США у берегов Крыма.
Ко всеобщему удовлетворению инцидент завершился мирным исходом, хотя военного конфликта казалось не избежать.
Известно, Чёрное море, в северной части которого базируется и действует Черноморский флот Советского Союза не имеет ничего общего с Мексиканским заливом, где хозяйничают американские корабли.
Однако в 1986 году американский крейсер УРО «Йорктаун» и эсминец «Кэрон», пройдя через проливы Босфор и Дарданеллы решительно направились к берегам Крыма. Зайдя со стороны Феодосии, американские корабли беспрепятственно проследовали вдоль южного берега Крыма и удалились в сторону пролива Босфор. Проверка бдительности и готовности Черноморского флота оказать своевременное противодействие завершилась без конфликтов.
В 1988 году старые знакомые повторно зашли в Черное море, но в этот раз контркурсом – уже со стороны Севастополя. Американский дуэт кораблей двигался по циферблату Чёрного моря в направлении обратном – как бы по часовой стрелке, вжимаясь в наши территориальные воды настолько демонстративно, что всякие сомнения в благих намерениях заокеанских визитёров отпадали.
Необходимо отметить, что Международная конвенция по судоходству, подписанная СССР в середине восьмидесятых годов, оговаривала возможный мирный проход боевых кораблей с оружием на борту через «аппендиксы» территориальных вод прибрежных государств. Но только в исключительных случаях, с целью сокращения пути и обязательным выполнением ряда требований. Не выполнять разведывательных задач, не поднимать в воздух летательные аппараты, не проводить учения и не доставлять головную боль прибрежному государству.
Эту конвенцию Советский Союз не ратифицировал, о чём американские моряки, несомненно, знали. Американский демарш у наших берегов двумя современными боевыми кораблями носил явно выраженный разведывательный характер. Американцы прокладывали курс по нашим территориальным водам сознательно, не имея цели сократить себе путь.
Советский сторожевой корабль Черноморского флота СКР пр. 1135 «Беззаветный» только что вернулся из полугодового плавания в Средиземном море. Экипаж был хорошо подготовлен, имел опыт плавания в прибрежных водах ряда иностранных государств. Месяцы, проведённые в море, не прошли даром, они дали морякам хорошую морскую практику.
Командование ЧФ поставило задачу перед «Беззаветным» проследить за действиями двух американских кораблей, выяснить их намерения. Находясь на параллельных курсах несколько раз наши корабли по международному каналу связи предупреждали американцев: «Вы нарушаете государственную границу СССР». Эти же предупреждения дублировались флажным семафором. В ответ американцы отвечали что-то типа «О’кей», продолжая следовать своим курсом.
Тогда командир «Беззаветного» капитан 2 ранга Владимир Богдашин получил приказ: вытеснить американские корабли из советских территориальных вод. Легко сказать, вытеснить! Но как это сделать, не применяя оружия и учитывая, что водоизмещение СКР в два с лишним раза меньше, чем американского крейсера.
Решение в данной ситуации могло быть одно – осуществить навал советского сторожевого корабля на нарушителя, или, вернее, нанести ряд ударов по корпусу американского корабля. В авиации этот маневр называется «таранить» врага.
Получив в очередной раз с «Йорктауна» – «Мы ничего не нарушаем!» и руководствуясь Законом о государственной границе СССР, экипаж «Беззаветного» приступил к решительным действиям. Острота ситуации требовала от командира капитана 2 ранга В.Богдашина принятия исключительного решения. И оно было принято.
История современного флота ничего подобного не знала. На сознательный жёсткий контакт шли корабли, лишённые брони и вооружённые довольно нежным ракетным и торпедным оружием.
Сначала корабли шли параллельными курсами. «Йорктаун» давал большую волну, мешавшему сближению. «Беззаветный» увеличил скорость и стал быстро настигать американский ракетоносец с его левого борта. Громадный корпус «Йорктауна» казался неестественно большим и неприступным, заслонял своими надстройками половину горизонта. По внутрикорабельной трансляции личному составу «Беззаветного» было объявлено, что корабль идёт на физическое соприкосновение с американцем. На СКРе загерметизировали отсеки.
«Беззаветный» взял вправо и приспустил правый якорь, лапы которого, как шипы ежа, ощетинились наружу.
Несомненно, командование американского крейсера не понимало действий советского сторожевого корабля. Свободные от вахты моряки столпились на верхних мостиках надстроек, фотографировали, что-то кричали. Беспечный вид американских моряков, их самоуверенность и надменное спокойствие подчёркивали безразличие к советскому сторожевому кораблю.
Противостояние достигло кульминации. «Беззаветный» достиг «Йорктаун», СКР-6 подходил к правому борту «Кэрона». Рядом находились пограничные корабли и суда вспомогательного флота. Для пущей убедительности в воздух были подняты два ТУ-95 и противолодочные самолёты БЕ-12 с подвешенными ракетами. На «Йорктауне» непрерывно работали навигационная РЛС и станция наблюдения за воздушным противником, сообщая обстановку командиру крейсера.

Изображение
Снимок сделан с борта американского корабля, во время удара.

Первый удар «Беззаветного» пришёлся «Йорктауну» в среднюю часть, в район трапа. Смялись леерные ограждения, оглушив оторопевших «йорктаунцев» скрежетом стали. Приспущенный трёхтонный якорь, пройдясь по борту крейсера, нанёс ему несколько ударов и вмятин. В следующую секунду он оборвался и упал в море.
Как будто ветром сдуло с мостика американских моряков. Было слышно, как на «Йорктауне» объявили аварийную тревогу, и все разбежались по боевым постам.
После первого удара форштевень «Беззаветного» ушёл влево, а, его корма навалилась на крейсер в районе установки контейнеров с противокорабельными ракетами «Гарпун», смяв четыре контейнера. Возникла опасность повреждения наших торпедных аппаратов. Резко переложив руль в положение «право на борт», «Беззаветный» вновь развернулся атакующим носом в боевую стойку. Второй удар по американцу оказался очень сильным.
«Йорктаун» вздрогнул, а «Беззаветный» на какое-то мгновение получил крен в 13 градусов, обнажив титановую бульбу. Дифферент на корму достиг четырёх градусов. Так что корма оказалась на срезе уровня воды. В следующий миг форштевень «Беззаветного» пошёл сметать на «Йорктауне» всё, что попадалось по пути леерные стойки, кнехты, горловины, листы надстроек и прочие выступающие части, превращая всё это в металлолом. Под фейерверк искр несколько секунд слышался леденящий душу треск разрушаемых конструкций. Были видны ошмётки отлетающей краски, дым от сильного трения – пока нос сторожевого корабля не соскользнул вниз.
После этого навал-тарана командир американского крейсера оценил, наконец, опасность момента. «Йорктаун» переложил руль вправо. Через считанные минуты он вышел из советских территориальных вод в нейтральные. Вся акция «вытеснения» заняла не больше пятнадцати минут. «Йорктаун» вошёл в наши воды примерно на 2,5 мили, «Кэрон» – почти на 7 миль.
Пока «Беззаветный» боролся с «Йорктауном», сторожевой корабль СКР-6 наносил аналогичные пугающие удары форштевнем по «Кэрону», правда, из-за своего малого водоизмещения с меньшим успехом.
Действия боевых кораблей подстраховывало судно ледового класса «Ямал». Ледовый пояс и усиление корпуса сухогруза были значительно мощнее, чем корпуса сторожевых кораблей, но гнаться со скоростью в двадцать узлов за новейшим американским крейсером «Ямал» не мог.
Силу таранных ударов «Беззаветного» осознали позднее. В месте касания СКРа образовались трещины в 80 и 120 мм, в районе прохождения корабельных трасс возникла небольшая пробоина, несколько внушительных вмятин получила и носовая титановая бульба. Уже в заводских условиях было обнаружено смещение четырёх двигателей и муфт.
На «Йорктауне» в районе средней надстройки, по-видимому, возник пожар, американцы в противопожарных костюмах спустились, разматывая пожарные рукава, с намерениями что-то тушить.
«Беззаветный» ещё некоторое время не упускал из виду американские корабли. Затем вновь увеличил скорость и напоследок дал «круг почёта» вокруг «Йорктауна» и «Кэрона». «Йорктаун» казался мёртвым – ни одного человека на палубах и мостиках не было видно.
Когда до «Кэрона» оставалось около полутора кабельтовых, на палубы и надстройки эсминца высыпал, наверное, весь экипаж корабля. Десятки, сотни фотовспышек сверкали на «Кэроне», провожая «Беззаветный» вот такими фото аплодисментами.
Отсвечивая золотом букв в корме, «Беззаветный» гордо пронесся мимо и, как ни в чём не бывало, взял курс на Севастополь.
Владимир Богдашин,командир сторожевика «Беззаветный»:-"Никто в отличие от американских не сдрейфил! Ни одного нарушения, все четко. Мичман у меня был Шморгунов — просто нечеловеческой силы! И, когда эти «Гарпуны» подходили к нашему борту, он стоял там с веревкой: «Еще бы немного, я бы их ракету зацепил и вытащил!» Я его знаю: он наши 120-килограммовые ракеты вручную грузил!
На палубу выскочила кормовая аварийная группа, состоящая в основном из чернокожих матросов, и с пожарными шлангами в руках бросилась вниз. Но когда негры увидели ещё и сломанные висящие головки ракетных комплексов, то взялись за головы и разбежались. И в ближайшие 15 минут не появлялись. А тем временем на крейсере начался пожар. СКР-6 прошелся носом и якорем по вертолетной палубе, круша все на своем пути. И это при том, что наши СКР в 2-4 раз меньше американцев.Зато куда решительнее. Когда янки попытались поднять в воздух вертолеты, над ними появилась пара наших вертушек с полными подкрыльевыми пилонами. Вертолеты американцы шустро закатили в ангар, потушили пожар и наперегонки кинулись к Босфору.

Журналист:- А американцы?

В.Б.- Они хороши как мореплаватели. Но психологически слабее. Погибать за родину в их планы не входит... Они были ошарашены: легенда о том, что они самые лучшие, разрушилась. Получили-то они от группы кораблей, которые меньше их. Они же, когда я им помощь предложил (так положено), по каютам сидели. Крейсер был словно мертвый — настолько в шоке они были...
....- Через год, когда я учился в Военно-морской академии, мне вручили орден Красной Звезды. «Мы знаем, за что, — сказал начальник факультета. — Но здесь написано «за освоение новой техники»."
Как сообщали иностранные источники, после инцидента «Йорктаун» несколько месяцев ремонтировался на одной из верфей. Командир крейсера был снят с должности за пассивные действия и предоставленную советскому кораблю инициативу, чем нанёс моральный ущерб престижу американского флота. Конгресс США почти на полгода заморозил бюджет военно-морскому ведомству.
Как ни странно, но и в нашей стране возникли попытки обвинить советских моряков в противоправных действиях, морском разбое и прочее. Делалось это, в основном, в политических целях и в угоду Западу. Серьёзной основы они под собой не имели, и обвинения рассыпались, как карточный домик. Потому что в данном случае флот проявил решительность и просто выполнил возложенные на него функции.
http://fishki.net/1236647-bezzavetnyj-u ... -ssha.html


Вернуться наверх
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Сортировать по:  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 37 ]  На страницу 1, 2, 3, 4  След.

Часовой пояс: UTC + 3 часа


Кто сейчас на форуме

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Перейти:  
cron
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group (блог о phpBB)
Сборка создана CMSart Studio
Тех.поддержка форума
Top.Mail.Ru